Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языке, зародившаяся в СССР в 1960-е годы под влиянием мировой, прежде всего западноевропейской и американской рок-музыки, также испытавшая влияние бардовской песни. Своего расцвета и массовой популярности русский рок достиг в 1980-е, благодаря ослаблению цензуры в СССР; в этот период появились и приобрели известность такие группы, как «Кино», «Ария», «Алиса», «ДДТ», «Браво», «Наутилус Помпилиус» и другие, а уже известные (как например «Аквариум» и «Машина времени») начали издавать альбомы официально.
Русский рок XX века часто рассматривают как единое культурное движение, имеющее некоторые общие музыкальные, эстетические и идейные черты. Важнейшей характерной особенностью является акцент на поэзии и смысле песен, а не на музыкальном жанре непосредственно как таковом. В этом смысле русский рок «подхватил знамя» авторской песни, стал выразителем чаяний, надежд и ценностей поколения 1980-х. В XXI веке в России существуют практически все жанры рок-музыки, распространённые в других странах, из-за чего «русский рок» стал более размытым понятием.
Иногда к русскому року относят себя некоторые русскоязычные группы за пределами России, а также различные группы в странах бывшего СССР, на которые оказал влияние русский рок. Например, такие рок-группы, как «Адаптация», которые, несмотря на нахождение в Казахстане (Алма-Ата и Актюбинск), имеют полное право называться русским роком. То же касается белорусской группы «Красные Звёзды», стилистически сближающейся с сибирской волной русского рока. Известная российская группа Peter Pan the Band стала более широко известна за рубежом. Её дебютный альбом «Послушай и застрелись!» стал саундтреком к скандальной игре Postal 3.
Хотя в русском роке существуют все те же жанры и стили, что и в мировом, у него есть и свои национальные особенности, связанные с использованием русского мелоса. Кроме того, русский рок делает акцент на поэзию и подачу текста. Иногда «русский рок» рассматривают как отдельный жанр в музыке или в поэзии.
Артемий Троицкий подчеркнул: существует мнение о том, что русский рок сильно политизирован. Это верно лишь отчасти. В советское время один факт, что музыкант играл рок, то есть идеологически сомнительную музыку, если не вредоносную, можно было воспринимать как политическое заявление. Во многих рок-песнях речь шла об одиночестве, отчуждении, пьянстве, сексе, лицемерии — а это была почти антисоветчина, недостойная молодых строителей коммунизма. Однако нужно констатировать: прямых обличительных политических песен — про КГБ, КПСС, Ленина-Сталина-Брежнева, войну в Афганистане — в классическом русском роке 1970—1980-х годов не было. Перестроечные хиты «Скованные одной цепью» на стихи Ильи Кормильцева и «Твой папа — фашист» Михаила Борзыкина — максимум рок-политизированности тех времён.
Дмитрий Быков считает, что русский рок — явление пограничное: это и высшая точка развития советской культуры, и начало её вырождения, упрощения и деградации. При всей его поэтичности и виртуозности, он выражал именно усталость от сложности советского пространства и жажду простоты. Как в сказке «Attalea princeps» Всеволода Гаршина: когда пальма пробивает теплицу, она погибает. Во всём русском роке слышен звон бьющегося стекла. То есть, он жил только тогда, когда имел проблемы с цензурой, выездом за границу и денежным обеспечением, а получив свободу, быстро умер. Впрочем, как известно, с одной стороны — высказывание «рок-н-ролл мёртв», явно носит интернациональный характер, а с другой — и во второй половине 2010-х наиболее известные российские рок-группы («Алиса», «ДДТ», «Сплин», и пр.) продолжают собирать на концертах тысячи и десятки тысяч человек, а рок-фестивали — до нескольких сот тысяч («Нашествие», «Рок над Волгой»). Рок-композиции (как новые, так и хорошо известные старые) в Интернете набирают миллионы прослушиваний и просмотров.
Александр Липницкий полагает: на 50 % это было музыкальное явление, а на остальные — социально-политическое. В силу нежелания принимать развитие мировой культуры, советские власти преследовали современную музыку, не давали молодёжи жить своей жизнью. Появление протестной музыкальной культуры было предопределено. В результате распада СССР произошло духовное обнищание рок-музыки, она перестала быть актуальной. Поскольку нет потребности в роке, то популярными стали шансон, гаджеты и сериалы.
Андрей Макаревич уверен, что из-за изолированности русский рок «достаточно уродлив и ущербен». Стас Намин полагает: то, что в России называется рок-музыкой, развивается по особым внутренним законам, не интернационально и понятно только там. В XXI веке рок не реагирует ни на политику, ни на социальную жизнь, ни даже на войну. Возможно, это трансформация жанра в развлекательный поп. Рок-н-ролльный драйв перешёл к рэпу, которого действительно волнует, что происходит вокруг, заявляя об этом открытым текстом. Лучшие представители рока в России не очень нужны и проигрывают в популярности эстраде и авторской песне.