Ви́ктор Ро́бертович Цой (21 июня 1962, Ленинград, РСФСР, СССР — 15 августа 1990, близ села Кестерциемс, Тукумский район, Латвийская ССР) — советский рок-музыкант, автор песен и художник. Основатель и лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре и являлся автором песен.
Кроме этого, снялся в нескольких фильмах. Лучший актёр 1989 года по версии журнала «Советский экран».
Виктор Цой был единственным ребёнком в семье инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя и преподавательницы физкультуры Валентины Васильевны, русской по национальности. Детство музыканта прошло в Ленинграде в окрестностях Московского парка Победы: он родился в роддоме на Кузнецовской улице (располагается внутри парка; сейчас это кардиоцентр), семья до 1990-х годов жила в примечательном «генеральском доме» на углу Московского проспекта и улицы Бассейной (сейчас это памятник архитектуры). Некоторое время Виктор учился в близлежащей школе на улице Фрунзе, где работала его мама. Цой достаточно хорошо знал английский язык, несмотря на то, что в школе изучал немецкий. В 1973 г. родители Цоя развелись, а через год повторно вступили в брак.
С 1974 по 1977 год Цой посещал среднюю художественную школу, где возникла группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым. После исключения за неуспеваемость из художественного училища имени В. Серова поступил в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву: Цой профессионально вырезал из дерева фигурки нэцкэ. В молодости был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, позднее — Брюса Ли, имиджу которого начал подражать. Увлекался восточными единоборствами и часто дрался «по-китайски» с Юрием Каспаряном.
В конце 1970-х — начале 1980-х началось тесное общение между Алексеем Рыбиным из хард-роковой группы «Пилигримы» и Виктором Цоем, игравшим на бас-гитаре в группе «Палата № 6»; оба они познакомились в гостях у Андрея Панова (Свина), на квартире которого часто собирались компании, а также репетировала его собственная панк-группа «Автоматические удовлетворители».
Виктор Цой и Алексей Рыбин в составе «Автоматических удовлетворителей» ездили в Москву и играли панк-рок-металл на подпольных концертах Артемия Троицкого. Во время аналогичного выступления в Ленинграде по случаю юбилея Андрея Тропилло произошло первое знакомство Цоя с Борисом Гребенщиковым.
Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский основали группу «Гарин и Гиперболоиды», которая уже осенью была принята в члены Ленинградского рок-клуба
Первой песней, написанной Цоем, стала «Мои друзья». Позднее были написаны и другие песни
Вскоре Валинского призвали в армию, а группа, сменив название на «Кино», весной 1982 приступила к записи дебютного альбома. Группа записывала песни на студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника под руководством Бориса Гребенщикова. В записи принимали участие музыканты «Аквариума». Вскоре с ними же «Кино» дала свой первый электрический концерт в рок-клубе. Всё выступление шло под драм-машину, а под песню «Когда-то ты был битником» из-за кулис на сцену выскочили БГ, Майк и Панкер. К лету альбом был полностью завершён. Продолжительность его звучания составляла 45 минут, откуда и появилось название «45». Однако незадолго до выпуска из окончательного варианта была убрана песня «Я — асфальт» продолжительностью в три минуты. Её можно найти в переиздании альбома от 1996 года, где она прилагается в качестве бонус-трека.
Запись получила некоторое распространение: о группе заговорили, начались квартирные концерты в Москве и Ленинграде. Вместе с будущим барабанщиком Зоопарка Валерием Кириловым осенью этого же года группа «Кино» записала в студии Андрея Кускова несколько песен, в том числе «Весна» и «Последний герой», вошедшие в сборник «Неизвестные песни Виктора Цоя» (всего четыре издания). Тогда запись была забракована и распространения не получила, так как Цой забрал ленту себе.
19 февраля 1983 года проходит совместный электрический концерт «Кино» и «Аквариума», музыканты выступали с тёмным макияжем и в костюмах со стразами. Они исполняли песни «Электричка», «Троллейбус» и «Алюминиевые огурцы». В основной состав был приглашён Юрий Каспарян. Весной из-за разногласий с Цоем Алексей Рыбин покидает группу «Кино», и лето уходит на совместные репетиции с новым гитаристом. В результате этого Виктор Цой и Юрий Каспарян записали альбом «46», который вначале задумывался как демозапись «Начальника Камчатки». Алексей Вишня «скинул» запись нескольким друзьям на плёнку. «46» получил широкое распространение и был воспринят как полноценный альбом. Осенью 1983 года Виктор Цой лёг на обследование в психиатрическую больницу на Пряжке, где провёл полтора месяца, избегая призыва в армию. После выписки из психиатрической клиники он пишет песню «Транквилизатор». Весной он выступил на втором фестивале рок-клуба, где группа «Кино» получила лауреатское звание, а песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», открывшая фестиваль, была признана лучшей антивоенной песней фестиваля 1984 года.
Летом 1984 года в студии «Антроп» Андрея Тропилло начинается запись альбома «Начальник Камчатки», к которому, кроме Виктора, приложили свою руку БГ и Сергей Курёхин.
В феврале 1984 Виктор и Марьяна отпраздновали свадьбу, на которую были приглашены Гребенщиков, Майк, Титов, Каспарян, Гурьянов и другие.
Весной 1985 «Кино» заработали ещё одно звание лауреата и засели в студию к А. Тропилло писать «Ночь». Работа над записью затянулась из-за желания создать новую музыку с новыми приёмами игры. Альбом никак не получался, и Виктор бросил «Ночь» недоделанной, после чего в студии Алексея Вишни занялся записью альбома «Это не любовь», который получился всего за неделю с небольшим. К осени альбом «Это не любовь» был сведён и удачно разошёлся по стране, а в январе 1986 вышел альбом «Ночь», среди песен которого были известные «Мама — Анархия» и «Видели ночь». Параллельно с выходом пластинки растёт популярность Виктора Цоя, а в феврале на 4-м фестивале рок-клуба «Кино» получает диплом за лучшие тексты. 5 августа 1985 года у Цоя родился сын Саша.
Летом 1986 года Виктор работал в бане на проспекте Ветеранов, там он мыл помещения из брандспойта. Необходимо было приходить на один час в день, но с 22 до 23 часов, что ему мешало, так как Цой проводил это время суток с группой.
Также летом все участники группы уезжают в Киев на съёмки фильма «Конец каникул» (режиссёр — Сергей Лысенко), а чуть позже дают совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, с этими же группами в США выходит «Красная волна». Осенью Сергей Фирсов приглашает Виктора работать кочегаром. Цой соглашается, и они оба начинают работать кочегарами в котельной «Камчатка», откуда выросли многие знаменитые рок-музыканты.
В ней Рашид Нугманов организовал съёмки короткометражки «Йя-Хха», там же проходят съёмки фильма «Рок» Алексея Учителя — оба фильма при участии Цоя. Осень и зима проходят в Ялте на съёмках «Ассы» Сергея Соловьёва.
Весна 1987 богата концертными событиями: премьера «Ассы» в ДК МЭЛЗ, последнее участие на фестивале рок-клуба, где «Кино» получили приз «За творческое совершеннолетие».
На порто-студии «Yamaha MT44» группа «Кино» начинает записывать альбом «Группа крови». Осенью 1987 года Виктор улетает к Рашиду Нугманову в Алма-Ату на съёмки своего последнего фильма «Игла», в связи с чем группа завершила «Группу крови» и на время прекратила концертную деятельность. В 1988 выходит «Игла» и «Группа крови», которые породили «киноманию».
Начинаются триумфальные гастроли по Советскому Союзу — «Кино» собирают аншлаги на всех концертах.
20 ноября 1988 на мемориальном концерте памяти Александра Башлачёва во Дворце спорта «Лужники» публика вела себя крайне активно; по плану, концерт должна была заканчивать песня Башлачёва «Время колокольчиков» (в записи), памяти которого был посвящён концерт, но, по невыясненным причинам, во время выступления Цоя (он играл на гитаре) внезапно включили «Время колокольчиков». Цой прекратил играть, не понимая откуда идёт звук, который он не производит, и что вообще происходит. Администрация многократно объявляла, что всем нужно расходиться: концерт окончен. Цой не уходил; он несколько раз подходил к выключенным микрофонам и проверял, работают ли они. Потом разводил руками — «не работает» — и ходил по сцене туда и сюда с цветком, не уходя, но и не имея возможности петь и что-то сказать публике. Публика не расходилась; люди шумели, кричали, и было видно, что что-то идёт не так. Создавалось впечатление, что некая злая воля решила прекратить концерт и включила финальную песню прямо во время выступления Цоя. Через 10 минут этого противостояния администрация включила микрофон. Цой, в очередной раз подойдя проверять микрофон, услышал, что он включён, и объявил людям, что, по непонятным причинам, несвоевременно была включена финальная песня Саши Башлачёва, но после этого петь и играть уже не очень удобно. После этого он стал собираться и публика потянулась к выходу. На этом концерте впервые в СССР из партера были убраны стулья и поднята сцена, как это принято на концертах рок-музыки.
Весной 1988 записывается черновик, а зимой — окончательный вариант альбома «Звезда по имени Солнце», который решили выпустить осенью. Цой знакомится с Юрием Айзеншписом, после чего группа обретает всесоюзную популярность. В день 50-летия Цоя Александр Градский в эфире канала «Москва-24» рассказал, что в тот период Артемий Троицкий инспирировал письмо в Московский Горком, которое должно было настроить московских рок-музыкантов против Виктора Цоя.
На телевидении Виктор Цой дебютировал в октябре 1989 года в программе «Взгляд», о чём рассказано в книге «Взгляд» — битлы перестройки. В ходе передачи Цой не только пел (им были исполнены песни «Песня без слов» и «Невесёлая песня»), но и активно обсуждал все темы, которые поднимались в этой программе. На вопрос ведущего о его отношении к кооперации, Цой, назвав своё отношение сложным, ответил, что «кооперация — дело очень нужное», а «единственная проблема в том, что её упрекают все в спекуляции». Далее Виктор Цой заявил:
« Я считаю, что, во-первых, у нас государство занимается спекуляцией в особо крупных масштабах. Во-вторых, значит закон такой или власть слабая, если находятся жулики, которые могут его как-то развернуть. »
В начале 1989 группа «Кино» впервые едет за границу во Францию, где выпускает альбом «Последний герой». Летом Виктор с Юрием Каспаряном едут в США. Тем временем «Игла» выходит на второе место в прокате советских фильмов, а на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе Виктора Цоя признают лучшим актёром СССР.
24 июня 1990 года прошёл последний концерт «Кино» в Москве на Большой спортивной арене Лужников. На этом концерте, впервые после московской Олимпиады-80, был зажжён огонь в Олимпийской чаше.
После этого Цой с Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где на порто-студию начали записывать материал для нового альбома. Этот альбом, дописанный и сведённый музыкантами группы «Кино» уже после смерти Цоя, вышел в январе 1991 и получил символическое название «Чёрный альбом», с соответствующим оформлением обложки.
Смерть в автокатастрофе
15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе. ДТП произошло на 35 километре трассы «Слока — Талси» под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках километров от Риги. Согласно официальной версии, Цой заснул за рулём, после чего его «Москвич-2141» (государственный номерной знак — Я 68 32 ММ) тёмно-синего цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус» модели 250 (иногда этот автобус ошибочно идентифицируют как 280 модель).
— Из милицейского протокола.
Столкновение автомобиля «Москвич-2141» тёмно-синего цвета с рейсовым автобусом «Икарус-280» произошло в 12 час. 28 мин. 15 августа 1990 г. на 35 км трассы Слока — Талси. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В. Р. Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал. …В. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулём, вероятно, от переутомления.
19 августа Цоя похоронили на Богословском кладбище в Ленинграде. Его смерть стала шоком для множества поклонников; несколько фанатов даже покончили с собой. Тысячи человек пришли на похороны.
Прочие версии гибели
По словам матери Цоя, Валентины Васильевны, её сын в тот день не мог заснуть за рулём, так как была середина дня и путь был не настолько длинным, чтобы заснуть. В то время, как вспоминает мать, Цой работал над своим последним альбомом и мог прокручивать в голове разные варианты. Музыка, по предположениям Валентины Цой, и отвлекла внимание певца, который перестал контролировать дорогу.
Создатели документального кино из цикла «Следствие вели…» (2007) предположили, что Цой мог попасть в аварию, когда решил переставить другой стороной кассету в своём магнитофоне, тем самым отвлёкшись от движения у «слепого поворота» дороги. Речь в передаче шла о кассете с демозаписью последнего альбома. Гитарист Юрий Каспарян ещё в 2002 году опроверг информацию о наличии этой кассеты в автомобиле Цоя: «Пользуясь случаем, хочу развеять миф, что на месте аварии нашли кассету с демо „Чёрного альбома“… Все было не так. Я специально приехал в Юрмалу с аппаратурой, с инструментами, и мы делали аранжировки для нового альбома. Когда доделали, я забрал кассету и поехал в Петербург. Я приехал утром, вечером узнал о случившемся. И поехал обратно. И кассета всё время была у меня в кармане». По утверждению авторов документального фильма «Цой. Высокая в небе звезда» (2020), в момент гибели певец слушал кассету группы «Новые композиторы».
После гибели Цоя распространение получили также версии об убийстве или самоубийстве.
Семья
Дед Виктора Цоя по отцу — Максим Максимович Цой (Цой Сын Дюн (кор. 최승준)) — кореец из Казахстана, у которого было четыре сына: Юрий, Роберт (отец Виктора), Леонид и Лев, а также дочь Алла. Таким образом, со стороны отца у Виктора Цоя было 3 родных дяди и одна тётя.
Отец — Роберт Максимович Цой (Цой Тон Ер (кор. 최동열), род. 5 мая 1938) — инженер.
Единокровный брат (по отцу) — Леонид Робертович Цой (род. 29 марта 1974) — предприниматель.
Мать — Валентина Васильевна Цой (д. Гусева) (8 января 1937 — 28 ноября 2009, Пушкин) — преподаватель физкультуры.
Жена — Марианна Цой (5 марта 1959 — 27 июня 2005). Брак заключили 4 февраля 1984 года. Виктор Цой и Марьяна разошлись в 1987 году; он ушёл к Наталье Разлоговой, переехав в Москву.
Сын — Александр Цой (род. 5 августа 1985) — единственный ребёнок Виктора, работает программистом, официально оформил отношения с Еленой Осокиной в декабре 2010 года, в это же время женился второй раз отец Виктора — Роберт Максимович Цой; в своём первом интервью (июнь 2012, «Москва-24») рассказал, что занимается своим клубом, пишет музыку и зарабатывает как дизайнер-оформитель. Был гитаристом в группе «Para bellvm».
Последняя любовь Виктора Цоя — Наталья Разлогова (род. 20 октября 1956) — киновед и переводчица, сестра известного киноведа Кирилла Разлогова, после смерти Цоя вышедшая замуж за журналиста Евгения Додолева и уехавшая в США; у них с мужем двое детей.
Песни Цоя остаются популярны среди молодёжи по сей день. Считается, что смерть Цоя даже способствовала популярности «Кино», создав своего рода культ трагически погибшего героя. Майк Науменко (сам умерший через 1 год и 12 дней после Цоя) по этому поводу сказал: «В нашей стране желательно погибнуть, чтобы стать окончательно популярным». Звукорежиссёр и продюсер Андрей Тропилло добавил, что Цой «ушёл вовремя» в том смысле, что его поздние работы, по мнению Андрея, слабее ранних, а дальнейшее творчество было бы ещё хуже.