Ю́рий Юлиа́нович Шевчу́к (род. 16 мая 1957 года, Ягодное, Магаданская область, РСФСР, СССР) — советский и российский рок-музыкант, автор песен, поэт, актёр, художник, продюсер и общественный деятель. Основатель, лидер и единственный бессменный участник группы ДДТ. Создатель и руководитель ТОО «Театр ДДТ». Народный артист Республики Башкортостан (18 сентября 2003).
Свои ранние песни Шевчук писал под влиянием отечественных бардов, в первую очередь Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы и Александра Галича, а также русских поэтов Серебряного века — Осипа Мандельштама, Сергея Есенина и других. Шевчук продолжал развивать тематику песен Высоцкого, за что их до сих пор нередко сравнивают. Основной тематикой творчества Шевчука является гражданственно-патриотическая лирика, призыв к нравственному самосовершенствованию, отказу от насилия и преодолению ненависти, а также социальная сатира и протест. С середины 2000-х участвовал в российском оппозиционном движении, что нашло отражение в его творчестве.
Родился 16 мая 1957 года в посёлке Ягодное Магаданской области в украинско-татарской семье. Отец — Юлиан Сосфенович Шевчук (1924, Лабунь, Хмельницкая область, УССР, СССР — 6 января 2013), мать — Фания Акрамовна Шевчук (в девичестве — Гареева) (20 мая 1925 — 9 августа 2019, Уфа[3][4]).
Основным увлечением Юрия до шести лет было рисование, которое он продолжил после переезда семьи в 1964 году в Нальчик. Параллельно учёбе в школе и прежнему увлечению начал брать частные уроки музыки.
В 1970 году семья переезжает в Уфу в центр города на ул. Ленина, 43, квартира 9. Свои навыки художника и начинающего музыканта Юрий развивает в изостудии при Доме пионеров и школьном ансамбле — «Вектор». Шевчук самостоятельно учится играть на музыкальных инструментах — осваивает баян и гитару, а его рисунки неоднократно получают награды на различных конкурсах, в результате чего он задумывается о своей будущей судьбе профессионального художника.
В 8-м классе школы Шевчук нарисовал на своей футболке распятие и написал «Иисус был хиппи». За хождение в этой футболке по городу его задержала милиция.
После окончания школы в 1975 году Шевчук поступает на художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института. Знакомится с художником Я. Крыжевским. В институтской среде он — душа компании, активно участвует в студенческом театре. В это же время Юрий начинает разрываться между музыкой и живописью. Побеждает «болезнь» новым увлечением — только что вошедшим в моду рок-н-роллом. Группа исполняла кавер-версии западных рок-групп.
Получив диплом художника, Шевчук попадает по распределению на три года в сельскую школу в башкирский посёлок Иглино. Даёт уроки рисования и параллельно играет в группах «Вольный ветер» и «Калейдоскоп», выступает на школьных вечерах, праздниках в домах культуры. За свои первые музыкальные опыты Юрий получает приз на конкурсе авторской песни.
В это время Юрий сталкивается с первой критикой властей за преобладание в репертуаре музыкантов ритмов рок-н-ролла, который в конце 70-х годов XX века признавался чуждым явлением в советской культуре.
После окончания положенного для молодого специалиста срока работы, в 1980 году Шевчук вернулся к родителям в Уфу. Он познакомился с религиозным диссидентом Борисом Развеевым, который давал ему читать Евангелие и запрещённые книги Солженицына и Оруэлла.
В 1984 году после выхода альбома «Периферия», в котором Шевчук рисует не особо привлекательную картину жизни в глубинке, отношения с властями снова складываются неудачно. Концерты несколько раз запрещают, но это лишь прибавляло молодым музыкантам популярности среди слушателей. В итоге Шевчука вызывают в местные отделения КГБ СССР и ВЛКСМ и предлагают во избежание более серьёзных неприятностей покинуть Уфу. В подтверждение тому в прессе начинается травля Шевчука, которого даже называют «агентом Ватикана» за текст песни «Наполним небо добротой»[10], а группе запрещают записываться на студиях. Шевчука исключили из ВЛКСМ[5] Некоторые поклонники (в том числе и будущая жена Юрия — Эльмира) собирали подписи в поддержку группы.
Вначале музыканты переехали в Свердловск, где Юрий Шевчук играл в группе «Урфин Джюс» на танцах, но вскоре ему пришлось уехать и оттуда. Шевчук колесит по стране, выступает на квартирах друзей. Так в марте 1985 года с ещё никому не известным Александром Башлачёвым Шевчук сыграл на полулегальном концерте в 6 аудитории Ленинградского ветеринарного института (Московский пр. д. 99) в Ленинграде — чудом сохранившаяся запись этого концерта в 1995 году была опубликована под названием «Кочегарка».
В 1985 году Шевчук часто бывает в Москве и опять играет на «квартирниках» — соло или дуэтом со скрипачом, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко. Один из таких концертов был записан и позднее разошёлся по стране как альбом «Москва. Жара» (1985).
В конце 1985 года Юрий окончательно переезжает с семьёй в Ленинград, где как и многие представители его поколения — молодые рок-музыканты и художники, он работает дворником, кочегаром, ночным сторожем и активно пишет песни. В канун нового 1987 года Шевчук собирает новый состав «ДДТ»: Шевчук, Андрей Васильев (гитара), Вадим Курылёв (бас-гитара, вокал) и Игорь Доценко (барабаны). По сути это была уже другая группа; из уфимского ДДТ остался только Сигачёв, но и он скоро ушёл.
Весной 1987 года — «ДДТ» представляют свою концертную программу на 5-м Ленинградском Рок-фестивале, где признаются его главным открытием. В том же году Шевчук играет на видеофестивале «Рок-87», на всесоюзных рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (июнь) и Подольске (сентябрь).
Летом 1988 «ДДТ» повторяет свой успех на 6-м фестивале рок-клуба, триумфально проезжает с концертами по всей стране от Балтики до Камчатки и записывает альбом своих лучших песен «Я получил эту роль» (1989) для ленинградского отделения фирмы «Мелодия». Во время работы над альбомом в группу влился знаменитый джазовый саксофонист-флейтист Михаил Чернов.
В 1990 году выходит фильм «Духов день» с Шевчуком в главной роли.
25 августа 2010 года выступил на сцене БСА Лужники дуэтом с вокалистом группы U2 Боно, исполнив композицию «Knocking on Heaven’s Door».
25 июля 2011 года в рейтинге «50 главных российских знаменитостей» журнала «Forbes» занимает 45 строчку с доходом $1 млн. Позже Шевчук опроверг данные журнала.
Весной 2012 года в ряде сибирских городов (Кемерово, Юрга, Тюмень, Омск) были сорваны концерты ДДТ.
В 2013 году в Финляндии в преддверии концертов ДДТ была выпущена книга стихов Шевчука «Joka kevät minä kuolen» (рус. «Умираю каждою весной»).
Неоднократно выражал несогласие с властью (в частности, принимал участие в «марше несогласных»). 7 марта 2010 года во время концерта в Олимпийском в обращении к залу произнёс речь с резкой критикой существующей власти, шоу-бизнеса и других рок-музыкантов. В частности, осудил преследование Ходорковского. Ранее Шевчук посетил Хамовнический суд Москвы, где пожелал Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву скорейшего освобождения.
В конце мая 2010 года на встрече артистов и музыкантов в Михайловском театре Санкт-Петербурга с премьер-министром Путиным, Шевчук спросил у премьера, есть ли у того в планах действительно серьёзная, искренняя, честная либерализация, демократизация настоящей страны и будет ли следующий марш несогласных разгоняться, на что Путин ничего конкретного не ответил, а марш несогласных был разогнан. Вопрос Путина Шевчуку: «А как вас зовут, извините?», превратился в популярный мем. 30 августа 2010 года в интервью газете «Коммерсантъ» Путин подтвердил, что не знал, кто такой Юрий Шевчук. Некоторыми изданиями было доказано, что Путин не мог не знать о том, что рядом с ним находился Шевчук. Предчувствуя провокационный вопрос Юрия, он просто использовал против него один из приёмов КГБ, сбивающий собеседника с толку. Даже если предположить, что Путин никогда не слышал группу «ДДТ», он не мог не знать имени своего собеседника, так как перед встречей помощники предоставляют главе правительства досье на каждого из её участников. Ко всем остальным присутствующим Владимир Владимирович обращался по имени-отчеству. Помимо этого, перед всеми участниками дискуссии на столе стояли таблички с именами и фамилиями.
Выступает против сноса исторических зданий Санкт-Петербурга, собирает информацию по утраченным в последние годы памятникам архитектуры (в частности обнародовал статистику во время экономического форума, см. выше). Является противником современной российской популярной музыки, считая её бездуховной.
Имя Юрия Шевчука значится в списке персоналий в Проекте концепции единого учебника по отечественной истории, представленном в октябре 2013 года.
Семья и личная жизнь
Мать — Фания Акрамовна Гареева (20 мая 1925 — 9 августа 2019), татарка по национальности. Награждена медалью «За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны» и знаком «Почётный полярник». . Дед и бабушка по матери — Акрам и Талига Гареевы. Дед переехал в Заполярье, возможно, чтобы избежать репрессий. Через какое-то время к нему приехала жена с детьми. Прадед и прабабушка (по бабушке) Амударис и Навтуха, жители посёлка Муртазино в 60 километрах от Уфы. Прадед был очень набожным мусульманином, по некоторым сведениям был муллой. Репрессирован в 1930-е годы, дальнейшая судьба неизвестна.
Мой прадед был муллой и был расстрелян за свои убеждения в 37 году. Он был настоящий мулла, великолепно говорил по-арабски, преподавал в медресе. И мой дед Акрам великолепно знал арабский, и бабка Талига. И дед мой Акрам имел древнейший Коран, который он передал по наследству мне и который стоит у меня на книжной полке рядом с Библией. Вот для меня что такое мусульманство и татары. Это мои предки, моя кровь. Это очень много для меня…
Отец — Юлиан Сосфенович Шевчук, украинец, родился в 1924 году в селе Лабунь Винницкого округа Подольской губернии УССР. Участник Великой Отечественной войны. В 1942 году окончил школу лейтенантов и ушёл на фронт. Приказом от №: 1/н от: 29.02.1944 года по 19 оиптабр РГК старший сержант Шевчук Ю. С. награждён орденом Красной Звезды за устранение повреждений линий связи командования полка с окруженной батареей во время боя под огнём танков противника и неоднократные прорывы сквозь кольцо противника с устными приказами командира полка. Приказом по 338-му истребительно-противотанковому артиллерийскому полку 3-го Украинского фронта №: 18/н от: 16.05.1944 года комсорг полка Шевчук Ю. С. награждён медалью «За боевые заслуги» за то, что во время удержания днестровского плацдарма, заменив раненного командира орудия, отразил танковую атаку противника. Войну закончил в Вене. Вступил в КПСС, стал госслужащим, занимал руководящие должности. С 1970 года проживал в Уфе. Возглавлял отдел в Министерстве торговли БАССР. В 1985 году был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Дед и бабушка по отцу — Сосфен и Мария были высланы в Колымский край с Украины вместе с пятью детьми. В живых оставалось только двое, в том числе Юлиан Шевчук. 6 января 2013 года скончался в своей квартире в Уфе. 8 января 2013 года похоронен на Уфимском кладбище.
жена — Эльмира Шамильевна Бикбова (30 мая 1967 — 13 марта 1992), уроженка Уфы. Скончалась в возрасте 24 лет от опухоли мозга. Похоронена на Волковском кладбище.
сын — Пётр (род. 1987), которого Юрий воспитывал в одиночку. Позже Пётр поступил в Кронштадтский Морской кадетский корпус, служил в морской пехоте, играет техно под псевдонимом DJ Pete, делает сайты и приложения для мобильных.
сын Фёдор (род. в сентябре 1997) — от актрисы Марьяны Полтевой.
Фактическая супруга — Екатерина Георгиевна.
сестра — Наталья
брат — Владимир
Журналист Максим Кононенко крайне негативно отозвался о песнях Юрия Шевчука, выпущенных после 1993 года. По его мнению, в этих песнях есть социальный протест, но нет художественной ценности: «Юрий Шевчук более не поёт — он вещает. Несёт миру свою мысль, и мысль эта проста: „Петь под фанеру плохо, а кто так делает, тот дурак“. Ну а как ещё можно объяснить патологическую зацикленность Юрия Юлиановича на Филиппе Бедросовиче Киркорове? То он за деньги покупает у бывшего звукорежиссёра Киркорова снятый с микрофона задыхающийся вокал Филиппа Бедросовича во время выступления под фанеру. И потом выкладывает купленное в Интернет. То он устраивает драку с Киркоровым в лобби-баре питерской гостиницы „Европейская“. То пишет чудовищную в своей пошлости песню „Фонограммщик“, которую и песней-то назвать стыдно.»